Андрей Рублев. «Рождество Христово» (Начало XV в.) Левый верхний фрагмент. Волхвы.
Доска, темпера. 81 × 62 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
В верхних углах иконы на фоне горок со склоняющимися в разные стороны от центра вершинами видны слева три всадника, а справа три славословящих ангела. Группа всадников-волхвов дана в сильно уменьшенном масштабе по сравнению со всеми другими изображениями, отчего они кажутся в пространственном отдалении от главного действия, но единовременными с ним.
Рисунок гарцующих коней с развевающимися хвостами, с изогнутыми шеями и стройных наездников полон изящества выразительного движения. Впереди на дымчато-сером коне едет волхв в темно-фиолетовой одежде (того же цвета, что и у нижнего ангела у вертепа) и в темно-зеленом плаще с пробелами. Он обращается к едущим за ним и указывает поднятой левой рукой вверх на путеводную звезду. Наполовину заслоняя коня первого всадника, на переднем плане едет юный всадник на охряно-желтом коне. На нем темно-зеленая одежда и алый развевающийся плащ. Протягивая вперед руку, он, как бы радостно соглашаясь с первым, тоже указывает на звезду. Оба всадника почти заслонили собою третьего, и он едва виден. Однако развевающийся хвост и нога его белого коня выделяются изящным светлым силуэтом, в свою очередь выделяя круп рыжего коня и алый плащ всадника на переднем плане. На третьем всаднике видны следы фиолетовой одежды с небольшими следами голубоватых пробелов и зеленый взметнувшийся вверх плащ. Он также, подняв голову, смотрит на звезду.
Прелесть колорита и изящество всей группы свидетельствует о том, что художник живо передал то, что любил, в чем знал толк и чем любовался в жизни.