Андрей Рублев. «Рождество Христово» (Начало XV в.) Левый нижний фрагмент. Иосиф и старец.
Доска, темпера. 81 × 62 см
Благовещенский cобор Московского Кремля, Москва, Россия
Вся композиция в предельном обобщении сводится к прямоугольному треугольнику, являющемуся частью пирамиды, но с мягкими очертаниями горы, вершина которой увенчана кустиком у ложа Богоматери, а нижний левый угол заполнен небольшим деревцем.
Пучок травы в левом склоне горки против служанки подводит взгляд зрителя к сцене, расположенной в левом нижнем углу иконы: к сидящему в глубокой задумчивости Иосифу и старцу, стоящему перед ним. Иосиф дан почти вдвое большим по величине, чем старец, чем подчеркнута его значительность.
На нем темно-оливковая одежда, окутывающая всю его фигуру наподобие плаща (на ней видны следы графьи, быть может, позднего происхождения). Под Иосифом подостлана одежда или ткань прозрачного, слегка коричневатого тона, что облегчает его фигуру, делая ее менее весомой. В позе Иосифа прекрасно чувствуется его сосредоточенная самоуглубленность. Художник живо передал впечатление, выхваченное из жизни, быть может, иноков Троицкого монастыря, как и мастер «Омовения ног», передавший задумчивость апостола, напротив Христа. Согбенная спина, голова, опущенная на ГРУДЬ, живая линия колена и выставленной вперед левой ноги, на которой покоится левая закутанная в одежды рука, волнистая линия ниспавшей на землю одежды с изящным острым кончиком полны спокойствия и устойчивости позы, удобной для размышления.